Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цвета сайта:
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Картинки:
Дополнительные настройки
Выберите шрифт
  • Arial
  • Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
  • Стандартный
  • Средний
  • Большой
Интервал между строками:
  • Стандартный
  • Средний
  • Большой
Сбросить настройки
Вернуться к полной версии сайта

vds


 

 

Мы в сети

Наш виджет на Яндекс:

wdgt-add-button

Мы на YouTube

logo 1x

Мы Вконтакте

vk

Афиша

25 

prc soc adapt

Благотворительность

lavka dobroty

По страницам Стародубского вестника

Как молоды мы были…

SuhanovКогда мы оглядываемся на пройденный путь, то зачастую открываем школьный альбом. Почему? Да потому, что это самое замечательное и, наверное, счастливое время. Ведь именно здесь хранятся мгновенья нашей жизни – удивительные события, неповторимые истории.

Глядя на пожелтевшие от времени фотографии, мы возвращаемся  туда, где были школьные предметы, где мы общались, влюблялись, узнавали что-то новое, неизвестное. Фотографии словно оживают, и нас снова и снова тянет в беззаботную страну детства.

По традиции в первую субботу февраля пройдут вечера встреч. Школе №1 (имени Калинина) по праву есть кем гордиться, ведь  её выпускники нашли свой путь в жизни и продолжают развивать и совершенствовать себя. Яркий пример тому - удивительный человек, фанат своего дела, известный не только в городе, районе, но и области. Это председатель нашего авиационного клуба Валерий Васильевич Суханов. В 2016 году исполняется ровно 50 лет, как для него и еще 33 выпускника 11 «А» класса прозвенел последний звонок.

Исторические кадры

«Это мой дом, забор один на двоих со школой… Я стою босиком, в руках держу модель самолета. В школе я вел авиамодельный кружок для тех, кто помладше... А на этой фотографии (В. В. Суханов показывает на стоящих с велосипедами мальчишек) мы с ребятами осуществили велопрогулку в Чернигов на День авиации… А вот футболисты выстроились в ряд: на стадионе Стародуба сборная команда открывает сезон. Защитник под номером 2 - это я», - говорит В. В. Суханов и указывает на самого высокого парня из команды. «А это друзья посылают мне в армию привет в 1971 году, выпивают за мое здоровье. В армию ушел в 70-м... Да, хотелось бы вернуться в те времена, когда мы были молодыми, - перелистывая страницы альбома, с грустью в голосе говорит мой собеседник. – Но, к сожалению, это невозможно…»

«А если бы представилась возможность начать жизнь заново, как бы вы ее прожили?», - спрашиваю я.

«Точно так же и не иначе. Все поступки были продуманы целиком и полностью. Все перепроверено, прежде чем принять решение», - говорит В. В. Суханов.

Признаюсь, другого я не ожидала услышать. Сожалеет он только лишь о том, что по юношеской глупости, отучившись 10 лет в одном классе, в 11-м перешел в другой. И выпускной фотографии на память о 10 прошедших годах не осталось…» 

Известные личности

Листаем альбом дальше. Перед нами общая фотография. У Валерия Васильевича феноменальная память, помнит и называет фамилии всех, кто смотрит на нас со снимков… «Это Богданов (его дочь работает сейчас судьёй), Ермачков (сын трудится в филиале «Брянскэнергосбыт»), Евгений Михайлович Павлов (преподаватель ОБЖ школы №2), Александр Иванович Джем (сын И. П. Джема, руководителя совхоза «Красный Октябрь», стал хирургом, потом руководителем Дома отдыха «Снежка»).

Перелистывая страницы, Валерий Васильевич погружался в воспоминания, говоря о состоявшейся жизни своих сверстников. Рассказал он забавный случай, когда один из учеников на уроке химии спрятал в свой валенок бертолетову соль (чтобы сделать потом дома взрывчатку и напугать кого-нибудь). А на другом уроке сидел он возле батареи. И вот в самый разгар занятий вдруг раздался взрыв. Слава Богу, мальчишка остался цел и невредим, однако валенок ремонту не подлежал: его разорвало и лохмотья разлетелись по классу.

О школе

«Школа им. Калинина стала для меня родной не только потому, что много лет там учился. Здание располагалось по соседству с моим домом. И если кого-то надо было за ухо отвести к родителям, конечно же, первым вели меня, поскольку ближе всех жил. А еще очень рано я начал играть в футбол «дикарь»: на песочной баскетбольной площадке. Это была интересная игра, тем более, что правила к ней придумывали мы сами. Площадка находилась тоже рядом с домом, и я большую часть времени проводил на ней. И если на уроке меня не было, то преподаватели, недолго думали над тем, где меня отыскать. Неофициально существовала команда «заочников». В нее входили те ребята, которые не очень хорошо учились по тем или иным предметам. Они не ходили на уроки, а играли на спортивной площадке, вот и я - вместе с ними, потому что считался трудным подростком, меня с 13 лет воспитывали бабушка и дедушка.

В 9-м классе было производственное обучение. Мы начали ходить на завод «Реле», первый год как ученики слесаря-ремонтника (что очень пригодилось в жизни), а в 10 и 11 классе меня перевели учеником фрезеровщика. Мастером был Борис Швец. Я получил 2-й разряд, и когда пришло время устраиваться на работу, то пришел на завод и сразу же стал к станку, работая вместе с моим наставником наравне и получая примерно такую же заработную плату, как и он. Да и в школе у нас были великолепные учителя по производственному обучению, например, Деменок Виталий Федосович.

Классы очень большие, по 35 человек, девчат и парней примерно поровну. Никаких нелитературных выражений, чистейшие отношения. Выпускались мы уже взрослыми, заканчивали 11 классов  восемнадцатилетними. Безусловно, в моей памяти остались имена всех учителей. И каждый из них - находка».

Помнит Валерий Васильевич и директоров школы: Бранцевича Тихона Харитоновича, Емельяненко Михаила Агеевича, Рево Луку Терентьевича, а также весь замечательный коллектив.

Наши педагоги

«Большую роль в становлении ребят сыграл Чубковец Павел Иванович, преподаватель математики. Интереснейший человек, часто не замечая, что по пояс испачкан мелом, продолжал что-то писать на доске, доказывать. Был очень справедлив, и в подтверждение тому приведу случай. Как-то я пришел на занятия без домашнего задания в тетради. Он у меня спросил: «Ты решил задачи?» Я ответил: «Да, сделал». «Покажи», - просит Павел Иванович. Я показываю ему чистую тетрадь. «Ну и где же ты решил?» - говорит он. «Здесь», - отвечаю я и показываю на голову. «Два балла за домашнее задание», - продолжает преподаватель. «За что? Ведь вы не спросили, знаю я или нет», - возмущаюсь я. Тогда, выслушав меня, он стал читать условие задачи, а  я устно отвечал. В итоге мне была поставлена заслуженная пятерка.

Самые теплые воспоминания вызывает Мяло Анастасия Тарасовна. Она была настоящим  физиком. Когда попадалась сложная задачка, частенько приходилось видеть, как она доставала старый, желтый от времени конспект, наверное, еще институтских времен. И если учительница хотела кого-то осадить, то предлагала «говоруну» решить заковыристую задачку. Частенько таким «говоруном» был я, и приходилось отдуваться.  

С особой благодарностью до сих пор вспоминаю учителя физкультуры Нюхтикова Павла Степановича. Этот человек прошел войну, налицо была строевая выправка. Он всегда говорил: «Вам пригодится ваше здоровье, а я помогу вам его укрепить». Был очень требовательным. Прилагал все усилия для того, чтобы мы хорошо занимались любым видом спорта. Однако, если видел, что начинали халтурить, мог вставить жесткое словечко. У всех у нас жизнь сложилась по-разному. Но если ребята тогда умели хорошо подтягиваться на турнике, бегать, то и в жизни они потом отличались великолепным здоровьем. И до сих пор дожили. Наглядный пример тому Виктор Петрович Сухой. Несмотря на то, что ему в этом году исполнится 68 лет, он, кстати, до сих пор судит футбольные матчи. Бегает по полю наравне с футболистами. Таких людей много, все они той закалки.

Тягу к русскому языку и литературе привила нам замечательный педагог Парфененко Раиса Дмитриевна. Многие вещи для нас были непонятны, и мы часто спорили с ней. Очень ей благодарен за тот багаж знаний по русскому языку, которым пользуюсь до сих пор. По долгу своей работы мне приходится сталкиваться с различными документами. И, читая, в первую очередь невольно обращаешь внимание на орфографические ошибки. Не хочу хвастать, но, исправляя их, тут же привожу правила. Почему я их помню - не знаю, но они отпечатались в моей голове навсегда.

Наверное, в свое время у меня были хорошие учителя. Всех помню и по именам, и их характеры, и причины, по которым одних преподавателей любили, других - уважали, некоторых - и любили, и уважали, а  кого-то не признавали вовсе. В старших классах нам заменили учителя русского языка и литературы. Так мы дружно пошли к директору и попросили другого преподавателя, дав понять, что с новым не сработаемся.

Николай Васильевич Глинкин - учитель географии, участник войны, был ранен, ходил с костылем. А когда приходил на уроки, вместо костыля использовал двухметровую указку. Он не только  опирался на неё, но мог дать сидящему на 4-й парте легкий подзатыльничек. Его сын Владимир тоже заканчивал со мной школу. Мы работали с ним на заводе, и как-то вместе читали документ. Видели ошибки в тексте, из-за чего смысл написанного становился непонятным. Тогда он сказал мне фразу, которую я помню до сих пор: «Разве мог этот человек (и назвал автора) писать правильно, он ведь не читал книг!» К великому сожалению, замечаю, что нынешняя молодежь не увлекается чтением литературы. Она не подозревает, что обкрадывает себя. Чтение способно изменить судьбу. Так случилось и со мной. Мой друг Владимир Николаевич Глинкин как-то сказал: «Валера, из всех моих друзей только ты один не имеешь высшего образования. Почему бы тебе не восстановиться в институт?» И посоветовал мне прочитать интереснейшую новеллу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Ее автор, американский летчик-испытатель общался с читателем от имени… чайки, которая, обескураженная бессмысленностью и узостью существования птиц, обеспокоенных лишь ежедневной борьбой за пропитание, училась жизни и искусству полета в другом, лучшем мире. А обучившись мастерству, возвратилась на землю и передавала полученные знания таким же чайкам, какой она сама была когда-то, чтобы поделиться страстью к полёту и стремлением к совершенству…»

Эта небольшая новелла побудила моего собеседника к восстановлению в январе 1975 года в Харьковский авиационный институт на факультет «Двигатели летательных аппаратов». Авиации он посвятил всю свою жизнь, а аэродром и клуб в Стародубе стали его вторым домом. Но это уже совсем другая история…   

 

Давайте встретимся

«Жаль, что кто-то из моих одноклассников не дожил до сегодняшнего дня. К сожалению, о них мы теперь говорим в прошедшем времени.

Многие же до сих пор в строю. Хочется с ними встретиться, ведь с некоторыми мы не виделись не один десяток лет. Даже если соберется хотя бы десятая часть всех выпускников (а нас было более 200 человек), это будет большим подарком. Мы заинтересованы в том, чтобы на встечу выпускников приехали люди хорошие, достойные. У них есть дети, внуки, которые куда-то стремятся дальше, но совсем не знают, что их родители учились в Стародубе…», - говорит В. В. Суханов.

А 30 июля 2016 года, 50 лет спустя, школа имени Калинина вновь радушно распахнет двери выпускникам 1966 года, пригласит окунуться в мир воспоминаний, где были и детские слезы, и радости, и ошибки, и удачи, первая любовь и разочарования, а также вера в будущее и мечты.

P. S. : Мы ищем возможности, формы и методы воспитания патриотизма у наших людей. Телевидение, газеты… А если вспомнить, может, и забытый, но эффективный способ такого воспитания: не отрываться от родной школы, встречаться с учителями, одноклассниками, приезжать в город или село, где ты учился в детские и юношеские годы? Поверьте, такие встречи на родной земле дают колоссальный заряд бодрости, новый виток настоящего патриотизма, любви к своему городу, школе, делают нас стойкими и непобедимыми.

Инна Ваднева, газета "Стародубский вестник" 

Поделиться:

Комментарии  

0 # КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИЛЮДМИЛА 24.02.2016 16:56
ДРУЗЕЙ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ....................ОСОБЕННО ДРУЗЕЙ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ.......КОТОРЫХ ВОЛЕЙ СУДЬБЫ НЕТ РЯДОМ С НАМИ,НО ДАЖЕ ВСПОМНИТЬ ИХ МЕНЯ БЫЛО БЫ НЕ ГРЕХ...............
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # об 11 классеЕвгений 21.03.2016 13:18
Всё, конечно же хорошо, но 50 лет назад 11-х классов в общеобразовательных школах не было. Они появились лишь с 1990 года. Так, 4-е классы стали 5-ми, 5-е - 6-ми, а 10-е - 11-ми. Видимо автор статьи что-то напутал. Это непринципиально, но всё же неточности настораживают.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ЕвгениюЕлена 08.07.2016 21:02
Информацию нужно уточнять, молодой человек. 11- е классы - были. Моя мама тоже 11 классов заканчивала.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

vinokurov Глава
администрации
города Стародуба
ДМИТРИЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ
ВИНОКУРОВ

d-vinokyrov@ya.ru
ВКонтакте
8 (48348) 2 24 22
+7 (962) 140 70 00
Личный прием:
понедельник, пятница
с 14:30 до 16:30

Вопрос-ответ

  • ?
    Здравствуйте! Я, Кожина Инна Игоревна, получила предписание от администрации города Стародуба о том, ...
  • ?
    Дмитрий Васильевич! От имени жильцов дома №2 по ул. Советской благодарю Вас за очень оперативную пом ...
  • ?
    Здравствуйте! Ответьте мне, у направления "Стародуб-Унеча", есть будущее в виду замены дорожного пол ...
  • ?
    Добрый день, Дмитрий Васильевич. Подскажите, пожалуйста, куда можно обратиться, в какую организацию, ...
  • ?
    Здравствуйте!!!Задались вопросом покупки жилья в ипотеку в г.Брянск. Слышали про подпрограмму «Обесп ...

Все вопросы...

Новости Правительства Брянской области

Правительство Брянской области

ПФР

Мобильное приложение ПФР

ПФР

Полезные ссылки

ecoyear220x74

poll220x74

  pers dety

tdd

  prospekt

starvest

otd obr

 

 

 

 

line

gover220x74 przd220x74 brobl zakupki job

dvp32 calc gkh nalog32 torgi220x74 pravo  gosuslugi 468x60